На последнем заседании Думы городской бюджет стал предметом бурных дискуссий и обсуждений. В зале заседаний, в кулуарах, а затем и после заседания высказывались мнения прямо противоположные: городской бюджет трещит по швам, а город находится на грани экономического коллапса или же бюджет пополняется, найдены дополнительные источники доходов, можно говорить о программах благоустройства и развития. Где правда? За разъяснениями мы обратились к директору департамента финансов и налоговой политики городской администрации Ольге Сахончик.
-Первый квартал финансового года завершился. Есть ли результаты исполнения бюджета?
- Да, конечно. Коллапса никакого нет. Бюджет по доходной части по итогам первого квартала исполнен на 100 процентов.
- Как вы считаете, бюджет, по которому мы сейчас живем, требует изменений и пересмотра? Ведь его верстала предыдущая команда?
- Действительно, формировался проект бюджета прежней администрацией. Понятно, что времени на создание нового проекта документа у нас не было. А потому мы работаем с тем, что депутаты приняли на одном из первых заседаний Думы пятого созыва. И мне бы хотелось перевести разговор в плоскость реального времени, а не того, что могло бы быть.
Сейчас по факту мы имеем бюджет, объем доходов которого утвержден на уровне 2 млрд. 399 млн. рублей, расходов — чуть более 2,5 млрд. при соответствующем дефиците в 149 млн. рублей. На одном из последних заседаний Думы мы увеличили бюджет на 40 млн. рублей, благодаря чему дзержинская система здравоохранения смогла с 1 апреля войти в федеральную программу одноканального финансирования, которая, как известно, с этого года реализуется в России в рамках общегосударственной концепции развития здравоохранения. Это значит, что дзержинское здравоохранение в этом году плюсом получит 25 млн. рублей.
- Я так понимаю, это не последнее изменение.
- Совершенно верно. Мы вносим в прогнозный план приватизации дзержинский рынок — крупный городской объект. Сумма, за которую мы рынок продадим, также пополнит доходную часть городского бюджета.
- Депутаты просят перенаправить эти средства на благоустройство дворовых территорий.
- Да. На последнем заседании Городской думы было внесено такое предложение. Но, прежде чем принимать решение, нужно подробно взвесить возможности городского бюджета и учесть новые финансовые обстоятельства, которые не были учтены в полном объеме в проекте бюджета.
- Что вы имеете в виду?
- Начнем с того, что было ожидаемо и возникло не сиюминутно. В первую очередь это предписания пожнадзора по образовательным учреждениям города. Вы знаете, с какими проблемами столкнулся Дзержинск в прошлом году в канун первого сентября. Под угрозой закрытия оказались сразу несколько школ. Деньги на решение этих проблем пришлось изыскивать в срочном порядке. Часть предписаний пожарных была исполнена, часть осталась неисполненной. И хотим мы того или нет, их придется исполнять уже в этом году. По предварительным расчетам, на эти цели может понадобиться около 12 млн. рублей. Пока в бюджете они не предусмотрены. На подготовку школ к новому учебному году в городском бюджете заложено ноль рублей.
Не были учтены при формировании бюджета изменившиеся СНиПы нормативов питания детей в детских дошкольных учреждениях. Детский рацион должен быть изменен в сторону улучшения, и это тоже потребует дополнительных расходов.
- Почему это не было учтено в бюджете? Ошибка?
- Нет, просто, когда верстался бюджет, СНиПы еще не были приняты. Не забывайте о том, что существенно подорожали продукты питания. Если бездумно расходовать средства городского бюджета, в конце года мы можем столкнуться с тем, что у нас просто не будет денег на питание в детских садах.
Другой момент. С этого года тарифы на электроэнергию стали нерегулируемыми. Разработчики бюджета в своих расчетах учли возможный рост тарифов, но никто не ожидал, что они «подрастут» настолько. Для того, чтобы оплачивать счета по электроэнергии, городу требуется не менее 28 млн. рублей дополнительно к тому, что уже заложено в бюджете. Это, кстати, проблема не только Дзержинска. На недавнем совещании к губернатору области Валерию Шанцеву обратились представители многих муниципалитетов региона с просьбой помочь или дотациями, или включением в переговорный процесс с энергетиками.
- Есть вероятность, что тарифы снова поднимут?
- Такой возможности нельзя исключать. Но пока мы исходим из того, что есть на сегодняшний день.
- Ольга Владиславовна, а как же ставка на малый бизнес, который формирует, говорят, треть нашего бюджета? Кризис кончился и...
- Кто вам сказал, что кризис кончился? Говорить о том, что все прекрасно и замечательно, еще рано. Да, в некоторых отраслях экономики наблюдаются позитивные подвижки. Но малый бизнес не оправдывает тех надежд, которые мы возлагали на него. Вероятно, это связано со значительным увеличением ставки страховых взносов, с 26 до 34 процентов, которое спровоцировало уход в тень многих предпринимателей. Предпринимателям, особенно малым, сейчас очень тяжело. Многие не о развитии думают, а о том, как выжить. Неслучайно недавно президент предложил пересмотреть эти тарифы.
- Традиционно рост доходной части бюджета связывают с ростом поступлений от налога на доходы физических лиц. Его не произошло?
- Почему же? Рост был заложен в план, и он произошел. Но очень неровно. Промышленность и бизнес в силу вышеобозначенных причин пока не торопятся поднимать зарплаты. По некоторым предприятиям можно говорить даже о снижении зарплат. А вот по работникам социальной сферы государство нас ориентирует на повышение зарплат. Это значит, что мы не только получим рост НДФЛ, но и рост зарплатного фонда всей бюджетной сферы, а вместе с ним и отчислений по страховым взносам. А это дополнительная нагрузка на расходную часть бюджета. В итоге рост поступлений по НДФЛ перекрыт увеличившимися выплатами по заработной плате бюджетников. Расходы снова «съедают» доходы.
- Стоит ли ожидать роста по земельному налогу?
- Поступления по этому налогу медленно, но верно растут. Идет межевание, инвентаризация и формирование земельных участков, оформление документов и так далее. Работа в этом направлении только началась, и ощутимых изменений в сторону роста этих поступлений мы ждем только к 2013 году.
- Но хватит ли денег на все? Нет ли риска, что допустимый предел дефицита будет превышен?
- Если мы будем идти в рамках намеченных расходов, то этот риск исключен. Все социальные обязательства, которые несет город перед дзержинцами, будут исполнены. Просто нужно понимать, что бюджет направлен на покрытие основных расходов. В данный момент у нас нет ресурсов для реализации дополнительных проектов. Как бы этого ни хотелось. Нужно думать о городе, его насущных потребностях.
- Депутаты рекомендовали искать ресурсы для экономии.
- Мы уже это делаем. Анализируя постатейно уже предусмотренные в бюджете расходы, пытаемся, при появлении дополнительных, перераспределить их за счет экономии или объективной необходимости. И проект объединения двух транспортных муниципальных предприятий родился не просто так. Не буду обсуждать его с точки зрения управления, но с точки зрения финансов могу сказать, что в случае его реализации мы рассчитываем получить дополнительные доходы для бюджета. Оптимизируются расходы по содержанию учреждений. Подчеркну, что в данном случае речь идет не об экономии на человеческом факторе и социальных услугах, а о внедрении энергоэффективных технологий. В этом направлении нам есть куда двигаться и над чем работать.
- Ваш прогноз по исполнению бюджета?
- Пока прогноз позитивный. Обычно первый квартал исполняется сложно и тяжело. Мы же с вами начали разговор с того, что в настоящее время идет 100-процентное исполнение. Безусловно, есть определенная напряженность в ситуации с налогом на доходы физических лиц. Многое будет зависеть и от исполнения прогнозного плана приватизации. Но ведь неслучайно говорят: цыплят по осени считают. Думаю, нам будет о чем поговорить.
Евгения МАКАРОВА, Дзержинские ведомости