Актив жителей поселков Дзержинска и Нижнего Новгорода, расположенных в зоне негативного влияния полигона ТБО «Игумново», взволновало постановление администрации города Дзержинска № 3365 от 25 августа 2009 года.
Слово – директору Экологической автономной некоммерческой организации (ЭАНО) «Вьюница» Михаилу Сергеевичу Бубнову.
Постановление опубликовано в газете «Дзержинские ведомости» 4 сентября текущего года. Называется оно «Об утверждении Комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности городского округа город Дзержинск на период до 2011 года». Постановление свидетельствует о решимости дзержинской администрации участвовать в реконструкции полигона ТБО «Игумново» с монтажом мусороперерабатывающего комплекса (п.9.4).
Реконструкция и дальнейшее использование полигона «Игумново» предусмотрены программой, которая утверждена постановлением правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы».
Жители категорически против положений этой программы, предусматривающих реконструкцию и дальнейшую преступную эксплуатацию данного полигона.
Этот полигон оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан, так как изначально был построен, а затем много лет эксплуатируется с грубыми нарушениями природоохранного законодательства.
О многочисленных нарушениях закона при выборе места, проектировании и эксплуатации полигона «Игумново» мы сегодня не говорим. Эта тема обсуждена много раз, много раз доказана, выводы поддержаны природоохранной прокуратурой и судом. Вердикт суда – полигон не соответствует закону, привести его в соответствие с законом уже невозможно, деятельность полигона прекратить, территорию рекультивировать.
Но проблема в том, что, судя по опубликованным данным, это решение никто не собирается исполнять.
Прекратить деятельность полигона не планируют – только закрывают отработанные переполненные карты, которые и без суда закрывать давно пора в полном соответствии с проектом и законодательством. Фактически мы имеем признаки сознательного воспрепятствования исполнению решения суда, что карается в уголовном порядке (ст. 315 УК РФ). В данной ситуации в действиях власти можно усмотреть признаки прямого пособничества уголовному преступлению.
Процедура выбора участка под строительство экологически опасного производства (1 категория опасности по санитарной классификации) предусматривает выдачу заключений различных органов, в том числе органов государственного надзора. И тут речь может идти не только о полномочиях территориального управления Росприроднадзора – речь идет о компетенции Министерства природных ресурсов (МПР) России (туда мы тоже обращались), местные органы которого уполномочены выдавать разрешения и принимать участие в экологических экспертизах. Это входящие в МПР Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росводресурсы, Росгидромет.
Мы опасаемся, что, как и тридцать лет назад, все эти органы послушно и безропотно выдадут свои незаконные положительные заключения о возможности реконструкции и дальнейшей эксплуатации полигона и мусороперерабатывающего комплекса
– в подтопляемой местности (с высоким уровнем подземных вод);
– в болотах;
– в верховьях водосбора малой реки Вьюница, выносящей всю заразу прямо в Оку (всего 8 км до Оки);
– в местности, подтопление которой будет катастрофическим в случае планируемого подъема уровня воды в Волге (низконапорная плотина) или уровня верхнего бьефа Чебоксарского водохранилища (до отметки 68 м, а высоты местности полигона имеют отметки 68-72 м);
– в местности, имеющей повышенную карстоопасность;
– в местности, характеризующейся слабыми грунтами (мелкозернистый песок);
– в местности водосбора источников вод хозяйственно-бытового назначения;
– в местности, уже перегруженной суперполигоном ТБО «Игумново» (предусмотренный проектом предельный объем тела полигона 37 млн куб. м давно превышен, а расположено тело полигона на площади более чем в два раза меньшей, чем предусмотрено проектом, то есть превышены предельные нагрузки на основание полигона);
– в местности высокого расположения уровня подземных вод, сильные течения которых направлены в сторону их разгрузки – в Оку;
– в местности расположения суперполигона промотходов 2-4 классов опасности ОАО «ГАЗ»;
– в местности, отравленной выбросами химпредприятий, десятилетиями выпускавшими химоружие массового поражения, ракетное топливо гептил, тетраэтилсвинец (присадки для повышения октанового числа низкосортных бензинов), оргстекло, акрилаты и др.;
– в местности, находящейся в зоне поражения в случае взрыва на заводе окиси этилена, потенциальная мощность которого – три Хиросимы (расположен возле ст. Игумново, радиус поражения – 12 км.);
– на территории, отнесенной к категории «земли поселений»…
В нормальной демократической стране, где уважение к Закону не пустая декларация, а норма жизни, только ОДНОГО из перечисленных нарушений, не говоря уж о решении суда, достаточно, чтобы проект отклонить. У нас же бизнес спокойно идет против закона и жителей, да притом идет ПОД РУКОВОДСТВОМ ИЛИ ПРИ СОДЕЙСТВИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Жителям же потом придется долго чахнуть, глотая промзаразу. И биться за жизнь, муторно и без надежды на успех пытаясь ломать выданные положительные заключения через протесты, суды и т.п. Полигон между тем будет без помех расти и развиваться.
В последнее время сообщается о намерениях власти построить новый полигон ТБО на севере городского округа город Дзержинск. Это существенно дальше от селитебных территорий.
Мы пока рассматриваем эти сообщения как попытки увести внимание протестующих жителей от планируемой реконструкции действующего полигона ТБО.
Судите сами – анонсированная мощность нового полигона всего 225 тыс. тонн в год. Это сравнимо с массой мусора, которую в настоящее время выдает один только Дзержинск. Кроме того, планы реконструкции действующего полигона «Игумново» так и не отменены. Даже наоборот – принимаются решения в целях организации его выполнения. Пример – уже названное постановление администрации Дзержинска № 3365 от 25.08.09.
Что должны думать жители в этой ситуации?
Опасения наши не только в том, что местность уже нагружена, отравлена и подвержена реальной опасности техногенных катастроф. Нас очень пугает перспектива существенного ухудшения экологической ситуации.
Как известно, мощность полигона после реконструкции более чем в три раза превысит мощность существующего полигона (планируемая мощность – 6,7 млн куб. м мусора в год, см. конкурсную документацию на поиск инвестора).
При такой мощности за планируемые 25 лет здесь будет создано тело полигона, в четыре раза превышающее объем уже созданного тела. Если учесть, что власти планируют размещать на полигоне только хвосты от предварительной переработки отходов (а они по объему раза в три-четыре меньше первичного объема мусора), то планируемой мощности может хватить для приема отходов от нескольких субъектов РФ, таких, как Нижегородская область. То есть здесь может быть сосредоточен гигантский массив отравы, представляющий реальную угрозу всему бассейну Волги.
Мы подозреваем, что интерес мусорных воротил к созданию мусорного гиганта (любой ценой!) именно в нашей местности определяется прекрасной логистикой: здесь уже имеются и железная дорога, и речной транспорт, и автотрассы федерального значения, и даже аэропорт.
Вот и появляется с благословения и при участии областного правительства безумная «Концепция по обращению с отходами в Нижегородской области», предусматривающая создание центрального мусорного кластера именно на месте полигона «Игумново». Администрация Дзержинска послушно берет на себя обязательства участвовать в этой вакханалии в форме софинансирования РЕКОНСТРУКЦИИ полигона ТБО «Игумново» (см. все то же постановление администрации г. Дзержинска № 3365 от 25.08.09).
При этом организаторы вовсе не думают о последствиях своих решений.
Мы имеем в виду даже не нарушенные интересы и конституционные права граждан. Эти химеры наш бизнес и власть, видимо, совсем не волнуют. Мы это видим на конкретных примерах – наши органы так называемого самоуправления (так и хочется сказать – «органы самоуправства») обходятся совсем без учета настоятельных просьб и требований граждан. Пять лет непрерывных протестов, жалоб, обращений граждан и даже решений судов для наших властей – ничто.
Мы полагаем, что власти совсем не думают о физических последствиях решений.
Ведь уже сегодня уровень грунтовых вод в данной местности около 1,5-2 м и менее. А скоро этот уровень неминуемо будет существенно выше из-за подъема уровня воды в главных дренах – Волге и Оке. И что же тогда будет? Ведь уже ясно, что поплывут многие дикие и легальные дзержинские захоронки. И вот в эту потенциально затапливаемую местность сажают суперогромный, супергрязный и суперопасный мусорный бизнес.
А так ли уж мы уверены в безопасности и абсолютной надежности плотины Горьковской ГЭС? Недавняя катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС должна же чему-то учить. Наша плотина гораздо старее. Так что, в случае чего (не дай Бог!), мусорная и химическая отравы поплывут по Волге вплоть да Каспийского моря…
А проблема завода окиси этилена? Еще раз напоминаю – это суперопасное производство, потенциальная взрывная мощность которого, как уже сказано, три Хиросимы. Радиус поражения – 12 км. Это от завода имени Свердлова (который, скорее всего, и сам имеет неплохой взрывной потенциал) на западе и до Сортировки на востоке. Поднимет в воздух не только всю грязную и опасную химпромышленность, но и железнодорожную станцию Игумново, и захоронки, и отравленную на метры в глубину грешную землю восточной промзоны.
Какого масштаба может быть катастрофа? Регионального? Федерального? Это реальная экологическая бомба для Нижнего Новгорода и Нижегородского региона!
Хотелось бы, чтобы наши опасения, протесты и требования были поддержаны СМИ, были на контроле СМИ.
Очень хотелось бы, чтобы к этой проблеме было обращено внимание МПР РФ и его общественного совета, исключающее возможные злоупотребления территориальных органов в угоду сильных мира сего.
На местную (региональную) власть надежды никакой – она продемонстрировала абсолютную глухоту к голосу своего народа и избирателей. Проверено годами. Да и какая от властей может быть помощь, если они авторы (соавторы) таких решений?!
В ЭАНО «Вьюница» желают законными методами не допустить незаконной деятельности и незаконного развития мусорного супергиганта в данной местности. Мусороперерабатывающему производству и захоронению отходов в верховьях реки Вьюница – наше категорическое НЕТ!
Михаил БУБНОВ,
директор
Экологической автономной
некоммерческой организации
(ЭАНО) «Вьюница»