Новости Афиша Фото Видео

Проверка на веру

Проверка на веру

Предстоятель Русской православной церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл четыре дня провел в Нижегородской области.

Человека, имя которого связывают с новым этапом развития религии в нашей стране, мне довелось видеть буквально в двух метрах от себя. Никакие прямые телетрансляции впечатлений от патриарха не заменят…

Доступ к телу

Даже журналистам попасть на встречу с патриархом было крайне сложно. Еще за месяц пресс-служба епархии попросила заполнить специальные документы, предоставить паспортные данные с фотографией. Все это необходимо было для так называемой аккредитации, которую, как оказалось позже, дали далеко не всем.

Сначала отбор проводился в Москве, затем кандидатуры спускались в Нижний, где окончательно согласовывались. Получилось так, что многих просто не допустили освещать первосвятительские мероприятия, причем без объяснения причин. Журналисты домыслили в кулуарах, что взяли самых спокойных и неконфликтных. Все-таки вопросы веры в нашей светской стране достаточно щепетильны.

Как бы то ни было, я волею судьбы (или лучше сказать провидения, патриарх же) оказался в списке трехсот журналистов со всей России, которые смогли увидеть Кирилла на Нижегородчине, что называется, вживую, а не по телевизору. Правда, аккредитовали меня только на три мероприятия, которые занимали ровно полтора дня патриаршего визита.

Первым стала встреча главы РПЦ с нижегородской молодежью в Нагорном Дворце спорта 11 сентября. Молодые активисты со всех районов области стройными рядами прибыли на мероприятие, как минимум, за полтора часа до начала. Если честно, ледовую арену при подходе было не узнать. Столько охраны здесь, пожалуй, не стояло даже в былые времена проходивших концертов звезд эстрады. Мало того, чекистов было больше, чем, к примеру, во время визита в Саров президента Дмитрия Медведева. Разница заключается еще и в том, что патриарха не охраняют, а оберегают. Ведь зачастую число паломников, желающих хотя бы на секунду прикоснуться к телу Кирилла, достигает запредельных величин, и одному патриарху всей толпы не удержать. Да и ведут себя охранники, что уж тут скрывать, не как обычные церберы – со всеми говорят спокойно, не поднимают голоса и никоим образом не пытаются использовать свое положение сильного и приближенного к телу. Возможно, такие мелочи не принципиальны для читателя, но именно они создают отношение к самой персоне.

Во Дворце спорта присутствовало больше пяти тысяч молодых людей, в том числе из Дзержинска, которые в большинстве своем приехали на встречу с патриархом по своему желанию. Конечно, были видны некоторые «группы в полосатых купальниках», которых явно на трибуны «загнали» для массовости, но сделали это руководители районных делегаций.

Молодые, да «верные»

Когда патриарх вошел в зал, все зрители встали без команды, разговоры молодежи о сериалах и новинках моды вмиг прекратились. Кирилл начал говорить. Говорил он относительно недолго, около сорока минут. Поверьте, для такой встречи и количества народа это коротко. Причем речь предстоятеля лилась свободно, без поддержки со стороны и без позорных распечатанных заранее текстов.

О чем говорил патриарх? Если честно, передать словами сложно. Рассуждал он о любви, утверждая, что только через любовь раскрывается духовный потенциал личности, и любить нужно не только друга, но и врага. Сказал Кирилл интересную вещь о том, что любви не может быть без труда и солидарности, а общество, теряющее эту самую солидарность, не способно нормально существовать. Высказался глава РПЦ и о кризисе, который, по его словам, не должен ухудшить жизнь россиян, лишь должен дать понять, что солидарное общество может бороться с безработицей. Патриарх призвал молодежь больше заниматься производственным трудом, так как «белых воротничков» в стране и так хватает.

Нельзя сказать, что речь патриарха похожа на проповедь. Это вполне живой монолог с множеством понятных сравнений, цитат из классики и обращений в историю. За все то время, пока Кирилл говорил, в зале не раздалось ни единого лишнего звука. Молодежь, она хоть у нас взбалмошная и совсем безнравственная (это, по крайней мере, часто любят повторять пенсионеры), но понимающая.

К сожалению, времени на диалог с патриархом практически не осталось, Кириллу успели задать лишь четыре вопроса. Молодой человек спросил про церковные приходы, в которых люди даже не знакомы со своим пастырем, с другими прихожанами. Кирилл признал, что это действительно так, нужно больше проводить внебогослужебных собраний, чтобы неоцерковленные люди тоже могли получить помощь священника. Зал прыснул, когда патриарха спросили, занимается ли он физкультурой. Интересный вопрос задали сотрудники Саровского ядерного института – как Кирилл относится к тому, что на святой земле преподобного Серафима Саровского находится ядерный центр, где создается смертельное оружие. Предстоятель РПЦ ответил более чем корректно – «в годы холодной войны именно саровское оружие помогло предотвратить третью мировую».

Последний вопрос был абстрактным: консервативная наша церковь или либеральная? Патриарх Кирилл отметил, что плюс церкви состоит именно в умении совмещать в себе древние традиции и современные тенденции жизни.

На прощание Кирилл через своих помощников подарил всем желающим маленькие изображения благоверного князя Александра Невского со своим благословением на обратной стороне.

Недовольных не осталось

На следующий день, в субботу, утро патриарха началось с освящения Феодоровского собора в Городце. Сам собор, если честно, не внушает каких-то особенных благоговений, внешне он мало чем отличается от других подобных храмов. Больше поражает история, связанная с ним, ведь именно там закончил свой жизненный путь благоверный князь Александр Невский. Собор был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. За многолетнюю историю храм несколько раз был разрушен и заново восстановлен. В 1927 году монастырь был закрыт и практически стерт с лица земли. И только через 80 лет святыню решили восстановить.

Патриарх провел в соборе литургию, но видеть это довелось только на уличных экранах. Кстати сказать, удивительно мало людей пришло на, пожалуй, центральное событие всех Александровских дней. То ли просто не знал народ, то ли не успел приехать с дач и огородов.

На теплоходе Кирилл отправился в Нижний Новгород в собор Александра Невского на Стрелке. Святейшую делегацию уже встречали стройные ряды кадетов, которых постоянно одергивали их начальники, и множество паломников. Внутри собора патриарх благословил кадетов и курсантов военных училищ со всего Приволжского федерального округа. Было очень необычно видеть Кирилла буквально в двух шагах от себя. Вокруг не чувствовалось какого-то излишнего религиозного пафоса, а лишь огромное уважение. Все, кто был рядом, казалось, относятся к патриарху как к родному отцу, а то и еще лучше. Кирилла оберегают, а он, в свою очередь, всегда просит упоминать в молитвах и его имя тоже.

Когда патриарх снял головной убор, он и вовсе показался обычным человеком, причем человеком пожилым, много повидавшим в своей жизни. Конечно, имя Кирилла еще не прилипло к устам россиян, не раз люди оговаривались и произносили «патриарх Московский и всея Руси Алексий»… Нелегко будет Кириллу заработать себе славу прошлого предстоятеля Русской православной церкви. Но так или иначе, подобные приезды, когда патриарха можно увидеть вживую, получить его благословение, послушать простую речь, положительно сказываются на отношении к церкви обычного населения.

Ни от одного человека не слышал я каких-то возмущений или недовольств после патриарших выступлений, ни один человек не был случайно обижен или обделен первосвятительским взором.

“Репортер”

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.