60 процентов российского чиновничества горячо разделяют надежду президента Дмитрия Анатольевича Медведева, что «российский народ сможет преодолеть сопротивление ПРОДАЖНЫХ чиновников…».
Удивлен, читатель? Я тоже поначалу очень удивилась, когда пару месяцев назад об этом прочитала (газета «Ведомости» № 217 от 17 ноября 2009 года, заметка руководителя отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексея Левинсона «Наше “мы”: Путь к себе»).
Время от времени этот тезис снова всплывал в памяти, а жизнь все больше убеждала: да, российские чиновники (дзержинские в том числе) устали от того беспредела, который заставляют их творить непосредственные начальники. Шефы – «всенародно избранные» или «высочайше назначенные» – выполняют все свои дела и делишки руками чиновников. А когда жареный петух клюет в одно место, кто в ответе? Естественно, исполнители. «САМ» оказывается не при делах: не уследил, недоглядел, не проконтролировал – за все эти «не» и «недо» не то что головы не снимают – не снимают даже с должности.
Возьмем наш Дзержинск. В нынешней администрации работают специалисты высочайшего класса. Кто-то пришел на волне выборности 1990-х годов (например, Ольга Николаевна Касьянова). Кто-то влился несколько позже (Хусаин Хасанович Сабитов, к примеру). Кто-то отработал немалый срок еще в советское время, прошел школу такого мэра, как Юрий Викторинович Макаров – Владимир Константинович Карпов, в частности. Они отлично знают сферу, которую курируют, душой болеют за ее работоспособность. Но… выше головы не прыгнешь.
Я уже не раз писала о том, что во время часов для прессы, которыми так гордится наш мэр, он постоянно уходит от ответов на неудобные вопросы: я не в курсе, спросите в управлении, в отделе и т.д. Между тем в администрации говорят, что никто из чиновников не осмелится сделать и шага без ведома Портнова.
Трудно предположить, например, что Касьянова самостоятельно решилась бы преобразовать МУП «Комбинат школьного питания» в ООО «Комбинат питания». И Сабитов вряд ли самостоятельно создал бы на базе МУП «Городское благоустройство» несколько ОООшек, которые теперь соперничают за муниципальные заказы на так называемых конкурсах.
Наверное, начальнику УЖКХ Денису Евгеньевичу Дергунову было бы проще управлять жилищным хозяйством, будь там созданы настоящие товарищества собственников жилья. Но создано то, что создано – на диво всей области. «Первый раз сталкиваюсь с подобным договором между товариществом и управляющей компанией, – охарактеризовала дзержинскую ситуацию юрисконсульт Нижегородской ассоциации ТСЖ Ольга Вячеславовна Годзевич. – Его по сути своей можно приравнять к кабальной сделке, так как полномочия, права и обязанности председателя правления ТСЖ передаются директору управляющей компании. Это грубое нарушение, противоречащее Жилищному кодексу РФ. Председатель в этом случае становится подконтролен директору УК. Управляющая компания не несет ответственности за свои действия или бездействие, но при этом имеет право принимать те или иные важные решения, например, о получении кредита для ТСЖ».
Возникает вопрос: почему же чиновники безропотно склоняют головы и выполняют указания на грани законности?
Можно привести много объяснений. Привыкли к неплохим окладам и к тому, что этих окладов выплачивается за год не 12, а 38. Не хочется за здорово живешь отказываться от таких доходов. Рассуждают примерно так: ну, хорошо, я уйду – из-за каких-то дурацких «принципов», придет другой и будет делать точно так же или еще хуже. Уж буду отбывать должность, пока не выгонят.
И отбывают. До той поры, пока «его превосходительство» не решит перетасовать колоду управленцев.
Кадровый ералаш, о котором «Апрель» писал на прошлой неделе, продолжается. Заместитель мэра Гуторов действительно, как и обещал мэр, уходит в отпуск. Ходят слухи, что к очередному заседанию Думы будут подготовлены изменения в структуру, и должность заместителя по экономике сократят. То есть Гуторова уволят, а потом должность восстановят, и Владимир Новиков будет-таки посажен в кресло зама?
Говорят, готовятся и другие изменения структуры. Будто бы сократят должность еще одного заместителя мэра – по финансам, упразднят два управления с длинными названиями: управление поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг и управление промышленности, экономики, прогнозирования и муниципального заказа.
Финансы, экономика, поддержка предпринимательства будут объединены в едином департаменте, и будет отдан он под кураторство все того же Новикова?
А что с первым заместителем мэра?
Неугомонный депутат Тян попробовал было разобраться на одном из заседаний Думы, почему бездействует первый зам. Задал вопросы мэру, Алексея Юрьевича Хилова попросил подняться на трибуну и пояснить, что происходит.
Алексей Юрьевич рубашку на груди рвать не стал. (В самом деле, не рассказывать же при всем честном народе, как тебя унижают на твоей высокой должности?). Сказал, что все нормально, идет обычный рабочий процесс.
А что же нормального, если мэр, уезжая в вояжи по городам-побратимам или в паломнические поездки по святым местам, исполнение своих обязанностей поручает не первому заместителю, а тому же Гуторову, например? Исполнял как-то обязанности мэра даже начальник управления инвестиционной политики Виноградов.
Между тем первый заместитель – это, при нынешней структуре администрации города, как раз и есть сити-менеджер, чье дело – заниматься экономикой города. Пусть мэр представительствует, где находит нужным, а сити-менеджер управлял бы хозяйством. Но как он будет это делать, если городом управляет «сити-зять»? Именно по этой причине, наверное, и велено было первому заму, как гласит молва, играть на компьютере.
По утверждению представителя «Левада-центра», 60% чиновников хотят честно исполнять свой долг и надеются, что президент победит коррупцию.
А мы сами-то как? Так и будем ждать: вот приедет Дмитрий Анатольевич и наведет у нас полный порядок?
Куда смотрит, например, Городская дума? Она наделена правом контроля за деятельностью администрации. Она утверждает в должности заместителей мэра. Она утверждает структуру администрации. Но Дума безмолвствует. Это, дескать, дело мэра, ему управлять городом, он строит структуру администрации так, как ему это видится.
А как видится избирателям? У нас вообще-то местное самоуправление, граждане дали депутатам мандат именно на управление и контроль, а не на молчаливое одобрение всех шагов мэра – пусть и всенародно избранного, но все-таки подконтрольного населению.
Анфиса ГЛУШИХИНА