Когда ветхое жилье милее нового
В Дзержинске реализуется программа по расселению граждан из ветхого фонда в рамках 185-го Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Квартиры в новострое на улице Галкина будут предоставлены жителям семи ветхих домов, расположенных в поселке Пыра, и дзержинцам одного из домов на улице Железнодорожной. Для большинства переселенцев это неописуемая радость, а вот для двух семей из Пыры – горькие слезы.
Неблагодарные
Дом №11 на улице Свердлова в поселке Пыра был построен еще в тридцатые годы. И жить в нем последнее время было небезопасно. Того и гляди потолок на голову обрушится. Не жилье, а лачуга. И квартиру не продашь, приватизировать ее не разрешили. Вся надежда была на милость государства, сулившего благоустроенные гнездышки.
У многих мечта сбылась – им достались новые квартиры, большей площади, нежели те, которые они оставляют. И среди этого всеобщего ликования весть о том, что Кижватовым и Сидориным дают жилье на целых три квадратных метра меньше старого и вместо двушки – однокомнатную квартиру, повергла их в ступор.
Марина и Слава Кижватовы и сегодня в замешательстве. В голове никак не умещается: за что их так обошли? Кижватовы даже представить себе не могут, как они, совсем не старые еще люди, вместе в двумя взрослыми сыновьями будут жить в однокомнатной квартире? Худо-бедно за долгие годы супружества Марина и Слава успели обзавестись всем необходимым. В общем, все как у людей: стенка, мягкая мебель, кровати. И куда теперь все это прикажете девать? Слава невесело шутит: «Положим три надувных матраца и гвозди на стену прибьем, одежду на них повесим».
Правда, сначала Кижватовым в отделе учета, распределения и приватизации жилья городской администрации трехкомнатную обещали, а потом передумали. Теперь в ней поселится одинокая соседка, говорят, ей по закону положено, поскольку сейчас она проживает в такой же.
«Мы же не просим хоромы, дайте нам двухкомнатную квартиру», – словно в оправдание говорит Марина. Она не верит в справедливость распределения жилья. Вместе с Ольгой Сидориной, подругой по несчастью, соседкой из другого подъезда (ее с двумя выросшими сыновьями также переселяют из двухкомнатной квартиры площадью 44,2 квадратного метра в однокомнатную площадью 41,7 квадратного метра), пытались выяснить: по какому принципу шло распределение жилья? Но на этот вопрос им никто не ответил.
Как говорится, теми же ногами пошли женщины в приемную депутата Валерия Осокина. Его помощники головами покачали, не поверили, что такое может быть. И сказали, что необходимо разобраться, – время требуется.
Марина и Ольга даже губернатору Валерию Шанцеву написали письмо и отправили его по Интернету. Ждут ответа. Только вот душа не на месте: будет ли результат? Одно решили твердо: во что бы то ни стало отказаться от нового жилья, ремонт сделать да в старом жить, раз уж так все нескладно вышло.
Просто не повезло
Как же проходило распределение? Почему двум семьям приходится въезжать в однокомнатные квартиры меньшей площади? На эти и другие вопросы пролил свет начальник учета, распределения и приватизации жилья Василий ПАРАМОНОВ:
– Согласно закону №185, для переселенцев в Дзержинске нужно было найти 43 квартиры в домах, строительство которых завершено на 70 и более процентов. Причем площадь нового жилья должна быть не меньше той, которую занимали переселенцы. Однако выбирать особо не из чего было. В нашем городе дома строятся редко.
В конкурсе участвовали только два застройщика. В итоге победила строительная организация, строящиеся квартиры которой более-менее подходили под условия расселения. В результате мы приобрели 17 однокомнатных квартир площадью 41,7 квадратного метра без учета метража балкона, 15 трехкомнатных квартир площадью 70 квадратных метров и шесть аналогичных – более 90 квадратных метров. И всего четыре двушки. А их нужно было двенадцать.
– Нормативы жилья в расчете на одного человека учитывались?
– Они учитываются, когда дают квартиру для улучшения жилищных условий. Согласно Жилищному кодексу РФ, при переселении новое помещение должно быть благоустроенным, в пределах границ населенного пункта, а площадь жилья должна быть равнозначной.
– Вы имеете право переселить людей в квартиры большей площади?
– Имеем. И многие переселенцы въедут в квартиры большего метража.
– А двум семьям, которые из двухкомнатных должны переехать в однокомнатные, можно было дать квартиру побольше?
– Где их взять? Если семья занимает квартиру площадью, например, 62,72 квадратного метра, то и федеральные деньги выделяются строго на покупку жилья точно такой же жилой площади. Если она оказывалась большей, то разницу оплачивал городской бюджет. Доплата в совокупности составила 15 миллионов рублей. То есть мы приобрели 43 квартиры с конкретными площадями, именно это жилье было заявлено на конкурсе. В итоге приходится «танцевать» от того, что есть. Больше мы ничего уже не купим.
Распределение квартир проводилось с помощью компьютерной программы. В нее были занесены размеры площади старого жилья. Метраж подгоняли, чтобы как-то равнозначно было. Но не повезло двум семьям, они получили квартиру, площадь которой меньше на 3 квадратных метра. Однако, если им добавить, значит, надо отнять у кого-то другого, и опять будут недовольные.
Кстати, по поводу улучшения жилищных условий жители могли бы договориться между собой, но они не хотят. Так, одинокая женщина занимает на Пыре трехкомнатную квартиру, шестьдесят квадратных метров, и, по закону, снова переезжает в трехкомнатную. А пятеро человек сегодня живут в одной комнате и опять переедут в подобное жилье. Я предложил им поменяться.
На самом деле яблоко раздора – в том, что кому-то квартиры дали лучше, чем другим. Недовольные сетуют на то, что мы даем большую квартиру пьянице, у которого большая задолженность по квартплате. Но закон не предусматривает этих нюансов.
Большинство все же довольно новым жильем. Например, семья Загудаевых, которая состоит из трех человек, занимает квартиру – 67,15 квадратного метра, а переезжает на жилую площадь 69,86 квадратного метра. И таких несколько. А вот семья Спесивцевых проживает с соседями в «коммуналке» общей площадью 67,04 квадратного метра. Мы им предоставляем подобное жилье – 94 квадратных метра. Делите, как хотите. Но они не желают жить в коммуналке. Но, по закону, опять же не положено из «коммуналки» расселять в отдельные квартиры. Мы бы и рады дать всем столько, сколько необходимо, но нет такой возможности.
– А те, кто не согласны переселяться в квартиру меньшей площади, имеют право получить денежную компенсацию, чтобы приобрести квартиры самостоятельно?
– Нет. Если бы дом изымался в интересах муниципалитета или бы земля, на которой он стоит, шла под новую застройку, как в Москве или в Нижнем Новгороде, тогда бы они могли торговаться. Но кому нужна земля на Пыре? Не хотят переезжать – не надо. Только оставшиеся жители не смогут платить за то же отопление во всем доме, а это значит, что его отключат. Так же и с водой, и с электричеством. Как они будут жить без самого необходимого?
А вот новую квартиру можно продать и купить то, что хочется. Тем более что ее стоимость в несколько раз выше стоимости той квартиры, которую жители оставляют.
– Как же они ее смогут продать, ведь надо еще приватизацию бесплатную оформить, а она, как известно, заканчивается 1 марта. Из-за огромных очередей в органы юстиции можно и не успеть.
– Важно написать заявление на приватизацию до 1 марта, и тогда, по закону, она будет бесплатной. Жители не виноваты, что оформление документов на приватизацию происходит так долго.
Наталья Марфидина
№ 43 (514)
Закон нарушен
По словам юриста Максима КУЛАГИНА, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилое помещение, то есть площадью не меньшей той, которую занимали эти две семьи.
Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений, то есть проживающие по договору социального найма, получают новое жилье исходя из социальных норм предоставления жилых помещений. В каждом муниципальном образовании установлены свои нормы предоставления жилья по договору социального найма. В Дзержинске, в соответствии с постановлением Городской думы от 25 января 2006 года №40, минимальный размер общей площади на одного человека – 13 квадратных метров.
Как сказал Максим Кулагин, Кижватовы и Сидорины могут написать претензию в двух экземплярах на имя В.Г. Парамонова, что метраж новой квартиры противоречит закону. И в случае его неисполнения они вынуждены будут решать это в судебном порядке. Оба экземпляра претензии нужно обязательно зарегистрировать в отделе учета и приватизации жилья или выслать по почте с уведомлением.